Научиться медитировать

Японская медитация дзадзен — техника выполнения, как с помощью нее успокоить ум и правильно понимать мир

Всех приветствую! Наверняка многие из вас слышали о дзадзен. Монахи японских школ дзен-буддизма проводят долгие часы в неподвижном сидении, устремив в однотонную стену взгляд полусомкнутых глаз. В самом поверхностном смысле это и есть медитация дзадзен. Но, разумеется, не все так просто. Давайте вместе разберемся, что это за практика, и почему она необходима не только дзен-буддисту, но и человеку далекому от религии.

Что такое дзадзен?

Японская медитация дзадзен – это дзен-буддийская техника, направленная на успокоение и очищение ума. Этим она схожа с саматхи – другой буддийской медитативной практикой. Результатом дзадзэн должно стать состояние «отсутствия ума» и, как следствие, пробуждение в практикующем природы Будды. Наши мысли находятся в постоянном движении, и зачастую мы никак не упорядочиваем этот хаос. Нескончаемый мыслепоток мешает нам воспринимать и по-настоящему переживать реальность мира, его «первоначальную самость». К этому состоянию «первоначальной самости» и возвращает нас дзадзэн. Он замедляет поверхностную умственную активность, и истина становится самоочевидна. Для наглядности буддисты уподобляли сознание морю, мысли – волнам, а мудрость – лунному свету. В бурных водах отражение луны разбито на множество осколков, но когда волны успокаиваются, лунный лик становится ясно виден на поверхности моря. Иными словами, дзадзэн призван обуздать волны наших мыслей и явить нам истину.

История появления практики

История появления медитации дзадзен неразрывно связана с историей дзен-буддизма. Принято считать, что начало духовной линии передачи дзен положил сам Будда. Он передал суть буддизма своему ученику Махакашьяпе с помощью цветка лотоса, не проронив при этом ни слова. Это было прямое постижение истины, не нуждающееся в объяснении. Из Индии учение дзен было привезено в Китай великим мастером Бодхидхармой, а оттуда, напитавшись идеями даосизма, уже проникло в Японию, Корею и Вьетнам. Японская духовная культура стала особенно благодатной почвой для расцвета дзен. Здесь он активно развивается и дает начало четырем школам: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Последняя была образована мастером Догеном. Именно он привнес в дзен-буддизм метод дзадзен и сделал его центральной практикой школы Сото. Доген называл дзадзен «возвращением к чистому учению Будды и патриархов» и считал дзен-медитацию полностью самодостаточной техникой для обретения своей истинной природы.

Традиционные медитации дзадзэн проводятся в специальном зале. Начало практики предваряет трехкратный удар в колокол. Ученики занимают свои места на подушечках для медитации и склоняются в почтительном поклоне, приветствуя наставника и друг друга. Затем следует само сидение, которое может перемежаться практикой кинхин (медитацией во время прогулки). Одиночный удар в колокол возвещает окончание дзадзен.

Японская медитация Дзадзен Фото

Как часто можно выполнять медитацию дзен?

Лучше всего сделать дзадзен своим ежедневным ритуалом. Пусть это будет всего несколько минут в день, но зато на регулярной основе. Выберите оптимальное для себя время и старайтесь не пропускать занятия.

Продолжительность медитации дзадзен

Здесь все индивидуально. Многое зависит от плотности графика и воли самого практикующего. Мастера дзен единодушны в том, что даже одна секунда дзадзен – это уже духовный шаг вперед. Начинайте с той продолжительности, которая для вас комфортна на данном этапе. Не гонитесь за длительностью практики. Ваша цель просидеть не как можно дольше, а как можно продуктивнее. Если сидение в дзадзэн превращается в пытку, толку от такой медитации не будет. Новичкам рекомендуется ограничить длительность практики 30-40 минутами. Если есть желание и силы медитировать дольше, можно сделать небольшой перерыв и продолжить, но всегда ориентируйтесь на самочувствие. Лучше начинать с коротких сеансов дзадзэн, постепенно удлиняя их по мере вашего прогресса в сосредоточении и осознанности.

Условия для выполнения практики

Хотя сама техника дзадзен проста в выполнении, есть достаточно много нюансов, которые нужно учесть перед медитацией.

Место для практики

Дзадзэн практикуют в абсолютной тишине и покое. Выберите тихое, уединенное место, где вас никто не потревожит. В этом месте не должно быть слишком темно или светло, чересчур жарко или холодно. Лучше на время убрать из помещения предметы броских цветов, источники резких запахов и звуков. Думаю, идея ясна: воздействие комнаты для медитации на ваши органы чувств должно быть минимальным.

Чтобы предупредить возможный дискомфорт в ногах во время дзадзен, рекомендуют предварительно подстелить толстый матрас или сложенное одеяло. Поверх матраса кладут специальную круглую подушечку для сидения.

Поза и место для дзадзэн Фото

Поза тела

Есть три классические позы для дзадзен:

  • кэккафудза (полный лотос);
  • ханкафудза (полулотос);
  • сейдза (поза сидя на коленях).

Последнее положение считается наиболее правильным. Допустимы также бирманская поза (одна нога укладывается на голень другой ноги) или поза по-турецки. Вы можете поэкспериментировать с положением ног и выбрать то, в котором вам будет по силам высидеть в течение получаса. В крайнем случае можно медитировать сидя на стуле. Какую бы позу вы не приняли, самое главное – четко отстроить осанку. Спина должна быть прямой настолько, насколько вам позволяет ваша физическая форма: без завалов назад, вперед или в сторону, излишнего прогиба в пояснице и сгорбленности. Тело от макушки до копчика – одна прямая линия. Убедитесь, что вес распределен равномерно в треугольнике между копчиком и коленями. Расслабьте плечи.

Положение шеи и головы

Немного притяните подбородок к груди, чтобы выпрямить шею. Потянитесь макушкой вверх. Представьте, что приподнимаете головой небо. Уши – на одной линии, параллельны плечам. Нос находится строго над пупком. При этом в теле не должно быть напряжения. Постарайтесь расслабиться, сохранив при этом отстройку позы.

Положение рук

Независимо от выбранной вами позы положение рук одинаково во всех позициях. Руки располагаются чуть ниже пупка. Считается, что там находится тандэн – резервуар жизненной энергии в теле человека. Левая ладонь кладется на правую, большие пальцы рук соприкасаются, образуя ровный овал – космическую мудру. Запястья касаются бедер. Такое положение рук – своего рода индикатор состояния ума. Когда гармония сознания нарушается, искажается и форма овала. Поэтому одна из ваших задач во время дзадзен – сохранять бдительность в отношении пальцев рук и поддерживать идеальную форму мудры.

Практика дзадзен Фото

Взгляд

Глаза остаются полуприкрытыми. Этого достаточно, чтобы не задремать во время практики, но в то же время не отвлекаться на внешние объекты. Взгляд под углом 45 градусов направлен где-то на метр впереди себя.

Дыхание во время практики

В дзадзен практикуется брюшной тип дыхания. Мы делаем вдохи и выдохи почти полностью за счет брюшных мышц и диафрагмы. Грудная клетка не задействуется. Сделайте глубокий вдох, почувствуйте, как опустилась диафрагма, и затем должен последовать медленный протяжный выдох. Во время практики постарайтесь установить спокойный, глубокий ритм дыхания, ведь оно напрямую связано с активностью нашего ума. Плавный темп дыхания будет передаваться и мыслительному процессу.

Состояние ума

Когда вы приняли позу для дзадзен и настроились на дыхание, вы можете обнаружить, что на поверхность из глубин сознания начали всплывать разного роды мысли, картинки и эмоции, иногда приятные, иногда не очень, но все одинаково требующие к себе внимания. Ваша задача не поддаваться. Не пытайтесь прогнать их силой, но и не отдавайте им свою энергию. Уподобьте их облакам на небосклоне вашего сознания, и пусть они проплывают мимо.

С практикой вы научитесь успокаивать ум быстрее, а навязчивых мыслей будет приходить все меньше.

Дзен медитация Фото

Медитация дзадзен: техника выполнения

Существуют две основные техники выполнения дзадзен:

  1. Концентрация на дыхании. Переместите все свое внимание в тандэн – область пупка, где протекает дыхательный процесс. Некоторое время безучастно отслеживайте дыхание. Затем начинайте вести счет от одного до десяти. Можете считать только вдохи, только выдохи, либо полные дыхательные циклы. Если сбились, ничего страшного. Не корите себя, просто возвращайтесь к началу счета. Ваша цель – стать единым с процессом дыхания, потерять ощущение себя в его размеренном ритме.
  2. Осознанное сидение, или сикантадза (от японского «сикан» – «просто», «тадза» – «сидение»). Эта техника является наиболее распространенной, и обычно, когда говорят о дзадзен, подразумевают именно осознанное сидение. Ее название говорит само за себя. Здесь мы просто сидим, не уделяя внимания какому-то конкретному предмету, не вдаваясь в подробности возникающих мыслеобразов и чувств. Они проплывают мимо нас, а мы насколько возможно пребываем в настоящем моменте. Не цепляйтесь ощущениями за внешние объекты, а как бы охватыватывайте их целиком. Сложно передать на словах это состояние обостренной осознанности и бдительности. Когда сознанию не за что ухватиться, ему ничего не остается, как организоваться вокруг бытийности, или «таковости», как это называют буддисты. Отказываясь от внутренних и внешних стимулов, мы в результате попадаем в «здесь и сейчас» и переживаем чистое существование во всей его полноте.

Заключение

Мастера дзен-буддизма указывали на тщетность разговоров о дзадзен. Это чистая практика. Его суть невозможно постичь умозрительно, в отрыве от действия. Буддийские учителя предостерегали от слепой веры в какие бы то ни было утверждения, пусть даже исходящие из авторитетных источников и призывали проверять их истинность на собственном опыте. К этому призываю вас и я. Просто начните практиковать дзадзен и сами убедитесь в его действенности.

Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться на телеграм

Найди свой путь - подпишись на новые публикации!



menu