Приветствую вас, мои дорогие читатели! Знаете ли вы, что в буддизме медитация – единственный инструмент духовного роста и познания Высшей Реальности? Именно через медитацию легендарный Гаутама Будда пришел к открытию Четырех Благородных Истин и Восьмеричного пути, заложивших фундамент одной из трех мировых религий. Основная цель последователей Будды – осознание и уничтожение привязанностей, освобождение из круговорота перерождений и достижение Нирваны. Но даже если вы не являетесь приверженцем Будды, буддийская медитация даст вам очень многое в плане самосовершенствования и улучшения качества жизни.
Содержание статьи
Виды медитаций в буддизме
Точное количество видов буддийских медитаций назвать трудно. Идеи буддизма развивались на протяжении столетий, давая начало множеству направлений и школ. Каждая традиция вырабатывала собственные медитативные техники. Только в рамках буддизма тхеравады существует около пятидесяти способов развития осознанности и концентрации, а в тибетской ветви буддизма счет идет на сотни. Большинство буддийских практик являются специфическими для каждой конкретной школы и лишь немногие техники, такие как, например, осознанное дыхание, используются всеми последователями Будды. Поэтому ниже я привел наиболее общие методы буддийской медитации.
Саматха
«Саматха», или «шаматха», переводится с санскрита как «умиротворение», «душевный покой». Буддийская техника саматха направлена на достижение ясности, стабильности и тишины в сознании. Она предполагает сосредоточение на объекте и приведение ума к однонаправленности. Согласно трактату буддийского философа Буддхагхосы, объектом медитативной техники может выступать Будда, Дхарма, Сангха (буддистская община), моральные качества, божества, мир, смерть, 32 телесных элемента или содержимое ума (мысли, эмоции) самого практика и пр. Всего в трактате упоминается сорок возможных предметов сосредоточения. В идеале объектом концентрации для медитирующего служит его собственное сознание, но это уже вопрос более высоких ступеней духовного развития. Для новичка подходящим предметом фиксации внимания будет дыхание, точка на белом листе бумаги или ощущения в любой части тела, например, в ладонях, сложенных лодочкой. Саматха включает в себя девять стадий, от сосредоточения до полной поглощенности объектом. В результате практик теряет ощущение самости и достигает ментального спокойствия.
Метта медитация
На санскрите «метта» (майтри) значит «любовь». Медитация любящей доброты или метта-бхавана – одна из древнейших и самых действенных буддийских техник, которую сам Будда предписывал своим ученикам как наиболее быстрый путь к Просветлению. Метта-бхавана хорошо очищает эмоциональную сферу от гнева, злобы, зависти и других негативных проявлений и направлена на культивацию любви к себе и к миру. Техника выполняется в шесть этапов. Сначала практикующий вызывает в сердце чувство любви с помощью визуализации, приятных воспоминаний и прочих методов и укореняется в нем. После того как чувство стало достаточно явственным и обрело силу, он последовательно направляет его:
- на себя;
- на близкого человека (друга, наставника);
- на нейтрального человека, знакомого;
- на человека, вызывающего не самые приятные эмоции;
- на всех четверых, включая себя;
- на все человечество в целом.
На основе метты выполняются такие буддийские техники как каруна (сострадание), мудита (сорадование), упекха (равностность), то есть мысленный посыл вышеупомянутых чувств тем же группам людей, что и в метта-практике.
Випассана
Випассана («видение как есть», «проникновенное видение») – это медитативная практика открытого безоценочного созерцания объекта. Ее цель – обнаружение недолговечности и иллюзорности бытия. Посредством Випассаны Будда открыл ключевые идеи буддизма: корень страдания и средство избавления от него. Собственно, Випассана и есть путь избавления. Она устраняет ментальный мусор и делает нас хозяевами нашего разума. В результате человек отпускает привязанности, осознает истинную природу вещей и начинает смотреть на мир трезво, а не через пелену годами наращиваемых убеждений. Випассану начинают практиковать с осознания дыхания, затем переходят на ощущения тела, потом отслеживают мыслеобразы, чувства и воспоминания. Через отстраненное размышление и наблюдение практикующий Випассану приходит к прозрению истины.
По достижении достаточного уровня концентрации переходят на размышления о смерти, непостоянстве и взаимообусловленности всего сущего, созерцают первоэлементы, составляющие человеческое тело и пр. Но эти техники выполняются в основном буддистами, так как требуют знаний философии учения.
Медитация осознанности
Медитация осознанности – это по сути адаптация буддийской практики Випассаны к нуждам и менталитету западного человека. На Западе эта техника получила название «майндфулнесс-медитация». Ее популярность зиждется на научных исследованиях благотворного влияния медитации на организм и восходит к 70-м годам ХХ века, когда биолог Джон Кабат-Зинн впервые внедрил медитативные техники в курс лечения депрессивных расстройств. Смысл в том, чтобы быть предельно внимательным к себе и каждое действие, мысль или эмоцию пропускать через сознание. Такая практика приучает нас полностью концентрироваться в настоящем моменте, не застревая в прошлом и не убегая в будущее. Выполняется в положении сидя на коврике в любой комфортной асане либо на стуле. Часто используемая майндфулнесс-техника – концентрация на дыхании, частях тела или содержимом ума.
Дзадзен
В переводе с японского «дзадзен» означает «сидячая медитация». Это основополагающая духовная практика дзен-буддизма. Суть дзадзен не в достижении просветления как в других буддистских техниках, а в успокоении мыслей и полной осознанности практикующего. Дзадзен – это медитация без объекта. Она предполагает полное погружение в настоящий момент. В основном ее практикуют, сидя в позе лотоса или по-турецки, хотя после знакомства европейцев с этой дзен-буддистской техникой, медитация на стуле также стала одним из допустимых положений. Самое важное в дзадзен – сохранять прямой позвоночник. Во время занятия практикующий дышит животом. Глаза полуприкрыты. Все внимание устремляется в «здесь и сейчас». Несмотря на внешнюю простоту, дзадзен достаточно сильная техника, способная при регулярном и правильном выполнении привести к Освобождению.
Осознанная ходьба
Осознанная ходьба – излюбленная медитативная техника буддийских монахов. Будда практиковал ее ежедневно и предписывал то же самое своим последователям. Это еще один прекрасный способ научиться получать радость от пребывания в настоящем моменте. Во время осознанной ходьбы мы с пристальным вниманием относимся к каждому шагу, отдаем себе отчет в малейшем движении тела. Для занятия выбирают уединенное место с небольшой дорожкой, пригодной для длительной и комфортной ходьбы. Темп шага не должен быть слишком активным. Здесь акцент делается не на скорости, а на осознанности. Чем явственнее каждый шаг отпечатывается в вашем сознании, тем правильнее выполнение. Практика длится от 30 минут до часа либо столько, сколько есть желание.
Визуализация
Еще один способ буддийской медитативной практики, широко применяемый последователями буддизма тхеравады. Визуализация подразумевает мысленное создание образа с целью его углубленного созерцания и выхода за пределы рационального ума. Самые распространенные объекты визуализации – определенный цвет или цветной диск (касина). Буддийские монахи были способны мысленно нарисовать образ мандалы во всей сложности составляющих ее элементов. Но начинающим практикам рекомендуется визуализировать более простые для восприятия объекты. Буддийские учителя предписывали медитировать на образы Будды, бодхисаттв (просветленных мастеров), на собственное тело или его части и пр. Важен не сам объект, а степень концентрации и вовлеченности практикующего в созданный им образ.
Какую буддийскую медитацию выбрать?
В многообразии буддийских медитаций немудрено заплутать даже опытному практику, что уж говорить о новичках. Если вы только начинаете свое знакомство с медитативными практиками буддизма, то эти советы будут вам полезны:
- Помните, буддистские практики не делятся на лучшие и худшие. Выбор метода буддийской медитации – очень индивидуальный процесс, поэтому руководствуйтесь только своими собственными ощущениями и опытом. Не существует идеальной техники, подходящей абсолютно всем. Так же, как не существует «самой эффективной буддийской медитации, дающей стопроцентный результат с первого дня занятия». Все буддийские техники хороши в той степени, в которой они подходят лично вам.
- Оценивайте свой уровень объективно. Очень часто новички в духовных практиках, преисполненные энтузиазма и энергии, берутся за техники, которые оказываются им не по зубам. В итоге после нескольких бесплодных попыток помедитировать наступает разочарование, а сам практик либо ставит на себе клеймо бездарности, либо решает, что сама техника изначально лишена всякого смысла. Перед тем как приступать к буддийской медитации, трезво оцените свой уровень духовной подготовки. Если это ваш первый опыт работы с сознанием, начните с наиболее простых методик. Не форсируйте события. При условии регулярных занятий вам станут доступны и более продвинутые техники, но всему свое время.
- Поставьте цель. Во-первых, это поможет вам не терять мотивацию. Во-вторых, исходя из цели, вы сможете подобрать для себя оптимальный метод буддийской медитации. Например, если вы хотите проработать сердечный центр, стать более эмпатичным и наладить отношения с окружающими, вам подойдет метта-бхавана. А буддийская медитация осознанности будет полезна тем, кто живет в постоянной тревоге и не умеет получать радость от жизни. Чем конкретнее цель, тем качественнее практика и ощутимее результат.
- Изучите метод. После того как вы выбрали оптимальный для себя метод буддийской медитации, изучите всю возможную информацию по технике выполнения медитации и истории ее возникновения. Это сделает вашу практику более осознанной и поможет избежать ошибок.
- Проверьте действие буддийской медитации на себе. Попрактикуйте буддийскую медитативную технику, чтобы понять, насколько вам откликается этот метод и насколько он результативен в вашем случае. В зависимости от цели, которую вы перед собой ставите, вам может потребоваться не один месяц усердной практики, чтобы оценить эффективность буддийской медитации. Также обязательно обращайте внимание на внутренние ощущения. Если практика вызывает душевный дискомфорт, не стоит идти против интуиции. В таком случае лучше попробуйте другую технику буддийской медитации.
- Обратитесь к наставнику. Если вы серьезно настроены на занятия и хотите понять духовную основу буддийской медитации, будет лучше заручиться поддержкой опытного практика. Он сориентирует вас в подходящих вам методах, даст рекомендации по технике выполнения и поможет советом, если возникнут трудности.
Стадии медитации в буддизме
В классической буддийской медитации выделяют три стадии:
- Шрути. В переводе с санскрита слово означает «слушать», «воспринимать на слух». Это еще не медитация как таковая, а скорее этап подготовки. Шрути – стадия обучения. Практик внимает своим наставникам, следует их инструкциям, изучает священные тексты, знакомится с теорией буддийской медитации.
- Вичара. Переводится как «размышлять», «обдумывать услышанное». На этой стадии ученик переваривает информацию, применяет полученные знания на практике, проверяет методы и то, насколько они ему подходят.
- Бхавана. Это собственно практика. После того как знания получены и протестированы, начинается медитация.
Сам процесс буддийской медитации также делится на этапы:
- Ум концентрируется.
- Течение мыслей останавливается.
- Любые эмоции уходят на второй план.
- Наступает состояние покоя и отрешенности от мира.
Чем буддийские медитации отличаются от индуистских?
Чтобы понять в чем особенность буддийской медитации по сравнению с индуистской, придется немного углубиться в философскую подоплеку буддизма и индуизма. Для индуистов высшую реальность воплощает Брахман (безличный Абсолют), Параматма (локализованный аспект Господа в сердце) и Бхагаван (личность Господа). Согласно индуистам, каждое живое существо наделено индивидуальной душой. И цель медитативной практики они видели в том, чтобы душа вырвалась за пределы ограниченного материального существования и в зависимости от философской концепции, слилась в единстве с Абсолютом, обрела освобождение на духовных планетах Вайкунтхах или развивала отношения с Господом в его личном аспекте. Буддизм, напротив, отрицает существование постоянной души. Человек по буддизму – это переменчивый поток взаимообусловленных состояний, совокупность оболочек (телесной, ментальной, эмоциональной и пр.), которые удерживаются вместе жаждой жизни и земными привязанностями. Четкого понятия Бога как создателя Вселенной в буддизме тоже нет. Отсюда цель буддийской медитации – осознать свою пустотную природу и тотальное непостоянство всего сущего и выйти за его пределы в область известную как нирвана. О буддийской нирване можно сказать лишь то, что это абсолютно бескачественное состояние, непостижимое разумом и не передаваемое на словах. Его можно только испытать на собственном опыте. Соответственно в индуизме медитация – способ воссоединения или развитие отношений с Творцом, в то время как в буддизме – это способ выйти за пределы любых понятий и отождествлений в неописуемое состояние нирваны. Мы не будем сейчас разбираться, какая из концепций более правильная, а какая нет, это выбор индивидуально каждого.
Как подготовиться к практике?
Чтобы буддийская медитация была как можно более продуктивной, обеспечьте все условия для комфортного занятия:
- Место. Буддийские монахи медитировали в недоступных обывателю горных пещерах и лесных хижинах, считая, что именно в уединенном затворничестве человек наиболее полно переживает самого себя и начинает прозревать истину. В наше время далеко не у всех есть возможность последовать их примеру. Но обустроить подходящее место для духовной практики у себя дома вполне по силам каждому. Если вы живете с кем-то, то попросите не беспокоить вас на время занятия. От комнаты для проведения буддийской медитации требуется, чтобы она была чистой и аскетичной: без ярких цветов, резких звуков и запахов. Благовония, свечи, статуэтки и прочая внешняя атрибутика не так важна для буддистов, тяготеющих к минимализму. Главное условие – полумрак, уединенность и спокойствие.
- Тишина. Музыка, даже тихая и расслабляющая, нежелательна при занятии буддийской медитацией. Буддийская практика требует самоуглубления и внутренней концентрации, поэтому любые внешние воздействия должны быть сведены к минимуму. По этой причине медитировать рекомендуют рано утром или поздно вечером.
- Правильная одежда. Оденьтесь так, чтобы во время практики чувствовать себя комфортно и не отвлекаться на посторонние ощущения. Если прохладно, оденьтесь потеплее. Если жарко, выбирайте более легкую одежду из дышащих материалов, например, из хлопка.
- Поза для буддийской медитации. Здесь строгих предписаний нет. Главное, чтобы асана позволила вам сохранять прямую спину, неподвижность и сосредоточенность в течение длительного времени. Классические медитативные асаны – поза со скрещенными ногами или поза ученика (сидя ягодицами на пятках). Но вы вольны выбрать любое подходящее для себя положение. Если испытываете сложности, можете воспользоваться подушкой для медитации или практиковать сидя на стуле.
Техника выполнения медитации для начинающих
Новичкам лучше всего начинать с осознанного дыхания. Это наиболее простая буддийская техника, освоив которую вы заложите прочный фундамент для дальнейшего духовного совершенствования и отточите навык концентрации. Дыхание как нельзя лучше подходит в качестве предмета сосредоточения. Это активный, живой процесс, позволяющий сохранять подвижность ума, а это очень важно для поддержания энергии и интереса к практике. К тому же плавный ритм дыхания сам по себе увлекает и вводит в состояние транса, что облегчает задачу концентрации для начинающих.
Этапы практики:
- Примите удобное положение. Убедитесь в том, что держите спину прямо. Руки лежат на коленях или на бедрах ладонями вверх. Глаза прикрыты, тело полностью расслаблено. Посидите несколько минут в этом положении, привыкните к ощущению своего тела в нем. Дышите естественно, не пытайтесь насильно успокоить дыхание, если оно получается сбивчивым. Просто отпустите его и позвольте ему следовать его собственному ритму.
- Переведите все внимание на дыхание. Отследите, как на вдохе воздушный поток наполняет ваши легкие, а на выдохе с шумом прибоя покидает их. Ведите подсчет дыхательных циклов на выдохе. После каждого выдоха мысленно проговаривайте «один», «два», «три» и т. д. Считайте до десяти, затем вновь возвращайтесь к единице. Если внимание ускользает, мягко, но настойчиво возвращайте его к подсчетам. Продолжайте таким образом отслеживать дыхание на протяжении нескольких минут.
- Далее переходите к следующему этапу. Теперь предваряйте счетом каждый вдох. Мысленно сосчитайте «один», сделайте вдох и выдох. Затем сосчитайте «два» и снова прочувствуйте вдох и выдох. Продолжайте считать до десяти, после чего возвращайтесь к началу, как и на предыдущем этапе практики. Не забывайте направлять внимание на дыхание. Практикуйте в течение нескольких минут.
- Когда вы более-менее утвердились в концентрации, переставайте считать и просто следуйте за дыхательным процессом. Ощутите все, что происходит в теле: расширение диафрагмы, подъем и опускание живота. Осознайте темп и ритм дыхания, температуру воздуха. Отслеживайте момент плавного взаимоперетекания вдохов и выдохов. Почувствуйте это как прилив и отлив энергии. Дайте успокоиться дыханию, а вместе с ним и мыслям.
- Теперь сосредоточьтесь на точке, где поток входящего и выходящего воздуха наиболее ощутим. Она может находиться в области ноздрей, верхней губы или горла. Направьте внимание в эту точку и отслеживайте любые возникающие в ней ощущения при контакте с воздухом. Это может быть прохладное касание на вдохе и теплое на выдохе. Вы обнаружите, что ощущения становятся все тоньше, от вас требуется все более пристальное внимание, чтобы различить их. Дыхание успокаивается, ум обретает ясность. Насладитесь этим состоянием. Продолжайте практику столько, сколько считаете нужным. Когда будете готовы, медленно откройте глаза и завершите буддийскую медитацию.
Заключение
Буддистская медитация – это путь к миру и гармонии с самим собой. Это образ жизни. В конце концов цель буддийской медитации – не осознание своего дыхания, а осознание своих эмоций, слов, поступков в каждый момент времени – то есть осознанность как принцип существования. Недостаточно медитировать несколько раз в неделю, нужно ежедневно работать над своим мышлением и поведением. Только тогда вы увидите позитивные сдвиги в сознании и в реальности. Поэтому будьте осознанны в каждом движении, умственном и физическом. Настоящая буддийская медитация начинается за пределами коврика.
Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
Найди свой путь - подпишись на новые публикации!